История мото > мотоциклы от А до Я > Velocette
Velocette |
Velocette
1904-1971
Йоханнес Гутгеманн был сыном торговца из Обервинтера, немецкого городка на берегу Рейна. После смерти отца он перебрался в Англию и сменил имя, превратившись в Джека Тэйлора. Компания была основана им как фармацевтическая, но вскоре занялась и производством велосипедов. Ее маленький магазин открылся в Бирмингеме. Договоренность с другим изготовителем велосипедов, Уильямом Гью, привела к тому, что образовалась «Тэйлор, Гью энд Компании», выпускавшая велосипеды под маркой «Хэмптон». Впрочем, она изготовляла и повозки рикш; сделала и опытный образец машины с передним приводом. Лондонская фирма под названием «Ке-лском Моторс» попала в затруднительную ситуацию и была в конце 1904 г. куплена «Тэйлор-Гыо», которая уже ранее поставляла «Келекому» рамы для одноцилиндровой модели Ормонд (3 л. с). Всего через один год эти машины уже продавались под названием «Велосе» с новым двигателем мощностью 2 л. с. К сожалению, фирма разорилась и была ликвидирована в 1905 г. Джек Тэйлор, однако, не потерял веру в мотоциклы и тут же основан новую компанию, «Велосе». Два сына Тэйлора, Перси и Юджин, решили начать самостоятельную жизнь: один отправился в Индию, а другой стал учеником в «Нью-Гудзоне». Однако несколько позже братья вместе основали компанию «Нью-Велосе Моторс», и в 1908 г. создали легковой автомобиль. Их предприятие потерпело крах; в 1916 г. «Велосе» поглотила и «Нью-Велосе Моторс». 268 В 1908 г. Джек Тэйлор снова заинтересовался мотоциклами. Вместе с сыновьями он принялся за работу над новой машиной. Двигателями занимались братья, а рамы и другие комплектующие машины изготовлялись Джеком. К 1909 г. проект мотоцикла с четырехтактным двигателем объемом 276 см3 и мощностью 2,5 л. с. был готов. В конструкцию ввели несколько новшеств, таких, как например, верхний распредвал, ставший позже обычным на Велосеттах. Покупали эту необычную машину неохотно, и в компании решили выпустить более привычную модель с двигателем объемом 499 см3 и прямым ременным приводом на заднее колесо. Продажи улучшились, и в каталоге компании сразу появилась реклама нескольких версий двух мотоциклов. В 1911 г. Джек Тэйлор принял британское гражданство и изменил имя на Гудман. Вскоре после этого завод выпустил дамскую модель с двухтактным двигателем объемом 206 см3. Velocette_1920_DL2_220cc_Ladies_Model
Началась Первая мировая война, и компания переключилась на производство боеприпасов. После войны двухтактные машины продолжали выпускаться — Din DL1 с объемом двигателей до 206 и 220 см3. За ними последовали два новых мотоцикла, D2 и DL2. В следующие несколько лет эти машины модернизировали; на них появились передние встроенные тормоза, работающие на расширение, сцепление и кик-стартер. В 1922 г. с конвейера сошли две спортивные модели, специально разработанные для гонок и комплектовавшиеся двигателем объемом 249 см3. В следующем году модельный ряд увеличился за счет экспортной модели Колониал,. получившей индекс GC, и ее версии с коляской. Вепосетте 1922 г. с двухтактным двигателем объемом 220 см3 развивал скорость 65 км/ч
В 1 924 г. в серию были запущены экономичные Модель-А с двухступенчатой коробкой передач и ременным приводом и Мо-дель-В с трехступенчатой коробкой передач и приводом через цепь. После этого, в 1925 г., серия G получила новый индекс Н, дамские модели по-прежнему назывались E's.В 1925 г. компания выпустила опытный образец двигателя ОНС объемом 348 см3. В том же году три машины серии К, как ее назвали, заявили для участия в Младших ТТ, но результаты гонки оказались неутешительны. Однако в следующем году Алек Беннет пришел первым на своем мотоцикле с двигателем объемом 348 см3, опередив основную группу гонщиков на 10 минут. Еще две победы были одержаны в 1928 и 1929 гг. За моделью К тогда же, в 1925 г., последовала KSS. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель ОНС Велосетте-КТТ1929г.
К тому времени компания уже переехала в Астон. Однако, поскольку после успешного выступления на ТТ заказов было много, состоялся новый переезд, на сей раз на Йорк Роуд, в Холл Грин. В конце 1920-х гг. появилось несколько новых моделей: модернизированная двухтактная V, ее спортивная USS, а также KS, КЕ, KES. Существовали базовая Модель-32 с голубым бензобаком и КТТ, реплика KSS. В 1930 г. появилась модель GTP с двигателем объемом 249 см3, и примерно тогда же — КТР. Серия М пошла в производство тремя годами позже; первой машиной в серии стала модель MOV с четырехтактным двигателем объемом 248 см3 с верхними клапанами и толкателями. За ней вскоре последовала версия MAC (349 см3), затем, в 1935 г., MSS (495 см3).
Модель KTS-350 Mkll 1939
Если говорить о спортивных машинах, то следует сказать, что в 1939 г. появилась модель Велосетте-MkVIIIKTT, которая под управлением Стэнли Вудса выиграла Младшие ТТ, где впервые появился и форсированный гоночный Роарер с двигателем объемом 490 см3. После Второй мировой войны, в 1945 г., в производство пошла Модель-О, на которой устанавливался двухцилиндровый мотор объемом 580 см3 с параллельным расположением цилиндров. В 1946 г. выпуск модели GTP возобновился; на конвейер вернулись также MOV, MAC, MSS и KSS. В следующем году «Велосетте» заняла первые четыре места на Младших ТТ, а в 1948 г. объявили о начале производства LE, одной из наиболее известных моделей компании «Велосетте». Она не была похожа ни на одну другую. Б а ней устанавливался горизонтальный двухцилиндровый двигатель объемом 149 см3 с водяным охлаждением и приводом через кардан. Переключение передач осуществлялось вручную; для запуска двигателя мотоцикл следовало ставить на подпорку. Машина была практически полностью закрыта кожухом и обладала подставками для ног и защитными щитками. К сожалению, покупателям модель не понравилась, и сегодня ее помнят в основном как главный транспорт патрульных полицейских. Одна из самых известных моделей компании «Велосетте» — IE. Двигатель имел объем 192 см3.
В 1949 и 1950 гг. Фредди Фрит и Боб Фо-стер выиграли чемпоинат мира в классе 350 см3 на уже начинавшем устаревать КТТ. Однако дни «Велосетте» были уже сочтены; цех гоночных машин закрылся после смерти Гудмана в 1951 г. В 1956 г. появились два суперспортивных мотоцикла, Веном (500 см3) и Вайпер (350 см3). В том же году покупатели увидели модернизированный LE, Вэли-ант, выпуск которого прекратили в 1963 г., когда появилась версия Вог. Одной из последних примечательных машин, вышедших из ворот завода в Холл Грин, стал в 1964 г. Тракстон. Эта модель даже выиграла Заводские ТТ в 1967 г., но финансовое положение компании «Велосетте» уже было подорвано, и в феврале 1971 г. она самоликвидировалась. Серия КТТ«Велосетте» пользовалась огромным успехом. На фото-MkVIII 1949
Простой и компактный Тракстон 1967 г |