Чемодан - вокзал - Борисполь: нужен ли Киеву "Воздушный экспресс"

  1. Строй свою
  2. Воздушный экспресс 2.0
  3. "За" и "против"

В скором времени может начаться строительство железнодорожной ветки в аэропорт "Борисполь". Сколько денег будет потрачено на проект и что это даст пассажирам? (Укр.)

В начале 2018 украинцы отметили большой маленький юбилей: исполнилось семь лет обещанию властей построить железнодорожное сообщение между Киевом и аэропортом "Борисполь".

Впервые в далеком 2011 году о строительстве "Воздушного экспресса" заговорил тогдашний председатель Держинвестпроекту Владислав Каськив, которого недавно добровольно-принудительно вернули в Украину из-за подозрения в миллионных кражах.

Тогда Каськиву завершить обещанное не удалось. После евромайдан он вынужденно ушел с должности и впоследствии выехал из страны.

Первоначально план предусматривал запуск скоростной электрички. Однако выяснилось, что она будет создавать препятствия для аэронавигационного оборудования аэропорта.

Позже рассматривался вариант подземного туннеля, но он оказался слишком дорогим. Чиновники взяли паузу, чтобы оценить целесообразность вложения средств.

Реанимировать "Воздушный экспресс" решили в конце 2017: облегченный вариант построят за деньги "Укрзализныци". Власти обещают, что к концу 2018 году до аэропорта можно будет доехать быстрее, удобнее и дешевле, чем сейчас.

Каким будет обновленный "Воздушный экспресс", облегчит он жизнь пассажирам и насколько целесообразно тратить сотни миллионов бюджетных средств на этот проект, выясняла ЭП.

Строй свою

О строительстве скоростного железнодорожного сообщения между столицей и крупнейшим аэропортом страны начали говорить еще в 2011 году. Тогда "Воздушный экспресс", который впоследствии получил скандальную славу, хотели построить с нуля .

Первый камень проекта планировалось заложить семь лет назад.

Обещания начать строительство раздавались в течение двух лет. Денег на "Воздушный экспресс" не было, хотя о привлечении кредита в размере 372 млн долл от Экспортно-импортного банка Китая было договорились еще в 2011 году. Старт откладывался из-за "тяжелые переговоры по согласованию условий проекта".

Первый транш в объеме 52 млн долл китайцы выделили летом 2013 года. Он должен был пойти на выполнение проектных и подготовительных работ. Впрочем, как позже заявили в Министерстве инфраструктуры, эти средства "где растворились".

В ноябре 2013 года, перед началом евромайдан, Каськив сообщил о начале строительства. Впрочем, уже в феврале 2014 председатель Держинвестпроекту был вынужден уволиться по собственному желанию и уехать из страны.

пока правоохранители искали фигурантов многомиллионных хищений, совершенных во время реализации проекта, в Мининфраструктуры усомнились в целесообразности его продолжения.

В 2015 году тогдашний заместитель министра инфраструктуры Владимир Емельян заявил о необходимости проведения консультаций и изучения целесообразности продолжения работ. Он отметил, что говорить о полном прекращении проекта рано.

Вернуться к этому вопросу решили через три года.

Воздушный экспресс 2.0

16 февраля 2018 Кабмин решил , Что линия скоростного железнодорожного сообщения с "Борисполем" же стоит построить.

К 1 июня "Укрзализныци" поручено провести организационные и технологические мероприятия, связанные с подготовкой и началом строительства. Движение поездов по новому маршруту должен начаться в декабре 2018 года.

Согласно проекту, маршрут будет проложен от вокзала станции "Киев-Пассажирский" через станции "Выдубичи" и "Дарница" до терминала D аэропорта "Борисполь".

Согласно проекту, маршрут будет проложен от вокзала станции Киев-Пассажирский через станции Выдубичи и Дарница до терминала D аэропорта Борисполь

Маршрут будет проложен от центрального железнодорожного вокзала через станции "Выдубичи" и "Дарница" в аэропорт "Борисполь".

Для реализации проекта планируется достроить путепровод, 3,2 км пути и две платформы вблизи "Борисполя".

"Платформы разместят возле терминала аэропорта. Экспресс дважды останавливаться на пути в" Борисполь ". Фактически достроить нужно только 4 км пути", - пояснил премьер-министр Владимир Гройсман.

Время в пути должен составлять 35 мин, стоимость билета - 80-120 грн.

По расчетам "Укрзализныци", время в пути составит 35 минут, а стоимость проезда - 80-120 гривен.

По расчетам "Укрзализныци", инвестиции составят до 800 млн грн. Из них 450 млн грн потратят на строительство путепровода, 100 млн грн - на железнодорожную инфраструктуру, 170 млн грн - на восстановление рельсовых автобусов и сооружения бокса депо для их обслуживания. В марте УЗ объявила первые тендеры на 112 млн грн и 17 млн ​​грн.

Подвижной состав будет состоять из 11 поездов PESA 620 м в 91 место и двух поездов PESA 630 м в 192 места.

Подвижной состав будет состоять из 11 поездов PESA 620 м в 91 место и двух поездов PESA 630 м в 192 места

Поезд PESA 620. Такие будут работать на маршруте.

"Все поезда за полгода будут подготовлены к эксплуатации. Планируется, что после их запуска более 2600000 человек или 35% общего пассажиропотока на направлении пользоваться железнодорожным транспортом. Это принесет компании более 300 млн грн в год", - надеется представитель УЗ.

Также в компании ожидают, что благодаря железнодорожному сообщению с аэропортом уменьшится загруженность дорог на тысячу автомобильных и 30 автобусных поездок в день, что положительно скажется на экологической ситуации в регионе.

Также в компании ожидают, что благодаря железнодорожному сообщению с аэропортом уменьшится загруженность дорог на тысячу автомобильных и 30 автобусных поездок в день, что положительно скажется на экологической ситуации в регионе

Проект, среди прочего, призван уменьшить загруженность автодорог

"За" и "против"

Поддерживают проект и Мининфраструктуры, и предприятия, которые принадлежат к сфере его управления: "Укрзализныця" и аэропорт "Борисполь".

Один из аргументов - надо готовиться к росту пассажиропотока. Менеджмент госпредприятия отмечает, что "Воздушный экспресс" будет актуальным, когда аэропорт выйдет на прямой пассажиропоток (из точки А в точку В. - ЭП) 10 млн человек.

По 2017 "Борисполь" уже обслужил более 10 млн человек. Однако достичь таких показателей удалось благодаря внедрению "Хабов" стратегии развития.

"Пассажиропоток существенно вырос, потому что МАУ перешла на транзитную модель. Большая часть этих пассажиров - транзитные, которые не пользуются автобусами или такси, а пересаживаются в аэропорту на другой рейс. Надо считать только тех пассажиров, для которых" Борисполь "- это точка А или Б ", - говорит экс-заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

По его мнению, при условии пассажиропотока 10 млн человек этот проект не будет прибыльным. Представители же МИУ утверждают, что "Воздушный экспресс" - проект на перспективу.

"При сохранении динамики роста пассажиропотока через пять лет он может составлять 25 млн пассажиров в год. Тогда могут появиться проблемы с транспортом", - заявляют в министерстве.

Между транспортный эксперт Александр Кава считает, что этот проект - бесполезное расходование государственных средств.

"Доехать до" Борисполя "можно без проблем. За эти деньги УЗ могла бы купить 35-40 новых пассажирских вагонов, перевозивших бы сотни тысяч пассажиров в год, или приобрести 800 новых грузовых вагонов, которые за год заработали бы по меньшей мере 100 млн грн" , - считает эксперт.

На этот раз чиновники решили обойтись без "китайских кредитов". Планируется потратить до 800 млн грн "Укрзализныци". Срок окупаемости - 10,5 года, однако эксперты сомневаются, что компания вернет деньги за это время.

"У меня есть подозрение, что деньги пойдут в неожиданный сторону. При строительстве выяснятся некоторые детали, которые потянут цену вверх. По моему мнению, срок окупаемости может быть не десять лет, а гораздо больше", - заявил Шульмейстером.

Соглашается с ним и Кофе: "Думаю, это абсолютно нереальный показатель. Этот проект никогда не выйдет на уровень окупаемости. Он только приносить дополнительные убытки железной дороги и государству", - заявил он.

"В Торонто подобный проект был реализован тогда, когда пассажиропоток в аэропорту составил 30 млн человек, и сейчас перевозки на этой линии дотируются за счет бюджета.

В Варшаве такое сочетание построили за гранты ЕС. Железной дорогой в аэропорт имени Шопена едет около 1% пассажиров, другие пользуются авто и автобусами. То есть проект тоже провальный ", - подытожил Кава.

Сколько денег будет потрачено на проект и что это даст пассажирам?