История мотоцикла » мотоциклы от А до Я » Benelli
Benelli мотоциклы от А до Я

Benelli
 
1911 — до настоящего времени
Рассказ о фирме Бенелли – это повествование не столько о серийных, сколько о спортивных мотоциклах, которые в основном и прославили предприятие. Марка Бенелли относится к тем немногочисленным мотоциклетным названиям, которые держаться на мотоциклетном рынке, дебютировав еще до Первой мировой войны. История компании началась во многом случайно. Жившая в городе Пезаро на побережье Адриатического моря Тереза Бони Бенелли подыскивала серьезное занятие для своих шести сыновей: Джузеппе, Джованни, Франческо, Филиппо, Доменико, и Антонио. Лучше всего, думалось предприимчивой вдове, чтобы все шестеро занялись одним делом. Продав несколько семейных земельных участков, она приобрела обрабатывающие станки и разместила механическое производство в отдельном флигеле собственного поместья.

Братья постигали науку работы на станках, а помогали им пятеро не слишком сведущих в технике подмастерьев. Так образовалась фирма «Оффичине Мекканиче Бенелли». Занималась она ремонтом пяти имевшихся в Песаро автомобилей, починкой ружей, изготовлением разнообразных запасных частей и многим другим. Предприятие процветало до землетрясения 1916 года, сильно разрушившего город, и братья решили перебраться в Милан, но в последний момент один из родственников семьи предоставил для мастерской собственное помещение в уцелевшей части города.
Benelli модель Т2 объемом 125 см3  1920г
 
 


Размышления о перспективах собственного предприятия привели братьев к попытке осуществления давней мечты – созданию двигателя внутреннего сгорания. Через несколько лет она воплотилась в 75-кубовом двухтактном моторе, появившемся на стенде первого Миланского салона в окружении гордых братьев Бенелли. Далее этот мотор установили сначала на переднюю вилку велосипеда, а затем по центру рамы. Оба варианта создателей не удовлетворили: велосипедная ходовая часть не обеспечивала требуемой жесткости конструкции.
Benelli модель Т4 объемом 175 см3  1920г по 1927г
 

Следующий шаг оказался вполне логичным: в 1921 году появился первый настоящий мотоцикл «Бенелли» с двухтактным двигателем увеличенного до 98 сс рабочего объема и двухступенчатой коробкой передач. Переднюю вилку братья сделали рессорной. Следом за первой машиной появились 125 и 147 сс модификации. Последняя строилась так же в гоночной версии, отличавшейся открытыми выпускными трубами без глушителей, низко расположенным рулем и водительским седлом гоночного типа. В 1923 году первым на гоночную версию сел младший из братьев Антонио. На соревнованиях в Монце он неожиданно для всех занял призовое место в классе 175 сс, продемонстрировав тем самым не только высокие качества новой марки, но и свой талант мотогонщика. В следующие годы он не менее успешно выступал в гонках, практически забросив все остальные дела.
 
 
 
Benelli модель Туризмо объемом 175 см3  1927г

Когда старший брат Джованни Бенелли попробовал запретить младшему участие в гонках, тот заявил, что вообще уйдет из компании и будет выступать в соревнованиях на мотоциклах других производителей. Антонио поддержали другие братья, считавшие мотоспорт важным для имиджа марки, и, хотя гонки обходились дорого, Джованни был вынужден уступить. В связи с принятым решением необходимость достойной конкуренции подвела братьев к созданию мотоцикла с четырехтактным двигателем. В 1927 году был создан первый образец новой серии. Двигатель рабочим объемом 172 сс, предназначенный главным образом для гонок. Мощность двигателя составила примерно 11 л.с. при 6500 об./мин., что позволяло достигать максимальной скорости 140 км/ч.
 

Benelli версиях SS объемом 250 см3  1927г
 
 

Одновременно на рынок вышла модификация «175 Туризмо», конструктивно аналогичная, но с благоразумно сниженной до 6,4 л.с. мощностью. Дебют мотоцикла в соревнованиях совпал с учреждением чемпионата Италии по гонкам на мотоциклах класс 175 сс. На новой машине Антонио Бенелли дважды стал чемпионом Италии в 1930 и 1931 годах. С 1931 года чемпионский мотоцикл в версии «Бенелли Гран Спорт» продавали спортсменам-индивидуалам и просто любителям спортивного стиля езды. Для гонок же фирма Бенелли готовила совсем другую модель – с абсолютно новым двигателем, оснащенным двухвальной головкой цилиндра.
 
Леончино стал первым мотоциклом, произведенным после Второй мировой войны

Антонио Бенелли, получивший прозвище «Летучий Тонино», выигрывал гонку за гонкой как в Италии, так и за ее пределами, однако 1932 год стал для него роковым: на гонке в Тегульо он не справился с управлением на мокрой дороге. Врачи в тот раз смогли спасти ему жизнь, но к гонкам он больше не вернулся, сосредоточившись на создании новых гоночных мотоциклов. 27 сентября 1937 года Антонио Бенелли погиб в автомобильной катастрофе.
Эмблема на модели Леончино
Двухтактный двигатель Леончино объемом 125 см3

Конструкция удачной 175 сс модели оказала несомненное влияние и на развитие дорожных мотоциклов большого рабочего объема. В 1933 году дебютировал первый из них – дорожно-спортивный «500S», так же с одноцилиндровым четырехтактным двигателем мощностью 25 л.с. с верхним распредвалом. Через год появилась и аналогичная по конструкции 250 сс модель. Оба мотоцикла выпускались так же в версиях SS (Суперспорт), которые являлись настоящими гоночными «репликами». Так, если 250 сс модель располагала двигателем мощностью 13,5 л.с. и развивала скорость 120 кмч, то для 250SS эти параметры составляли 20 л.с. и 150 км/ч.

Benelli Леон  объемом 125 см3  1960г

В 1938 году Итальянской мотоциклетной федерацией были приняты технические требования для участия в соревнованиях мотоциклов серийного производства. Это вызвало большой спрос на 250 и 500 сс Бенелли, которые в большом количестве стали приобретаться спортсменами-любителями. До 1948 года, пока не были утверждены новые правила, они стартовали в бесчисленных гонках. Тогда же в 1938 году, появилась новая версия 250 сс машины с измененной размерностью цилиндра. Именно на этом мотоцикле известный английский мотогонщик Эдвард Меллон одержал победу в знаменитой гонки «Турист Трофи» 1939 года.

В 1939 году специалисты Бенелли подготовили абсолютно новый гоночный мотоцикл, кардинально отличавшийся от всей предыдущей программы фирмы. Эта
была модель Суперлатив с рядным четырехцилиндровым 250 сс двигателем. Фирма была на вершине успеха, когда началась Вторая мировая война. Поскольку продукция Бенелли славилась высокой точностью изготовления деталей своих изделий, братья получили обширные заказы на комплектующие для авиационных моторов компаний «Изотта Фраскини», «Коломбо», ОМ и «Альфа Ромео». Что касается мотоциклетной техники, то фирма поставляла для итальянской армии адаптированные для военного применения 250 и 500 кубовые мотоциклы, созданные на базе довоенных гражданских моделей. 
                                                                                                                                                                        Benelli  объемом 250 см3  1960г


Однако во время войны, предприятия Бенелли сильно пострадали от налетов немецкой авиации. Следует отметить, что братья Бенелли не очень жаловали новую власть, и старший Джованни даже скрывался у партизан, поскольку в последние недели пред уходом немцев из Италии его разыскивало гестапо. Восстанавливать производство пришлось практически на пустом месте. Поскольку спортивные машины в тот момент никого не интересовали, братья купили у армии союзников тысячу аварийных БСА, Матчлесс и Харлей-Дэвидсон, которые восстанавливали и переделывали в гражданские варианты. Лишь в 1947 году компания возобновила производство двух довоенных моделей – верхнеклапанной 250 Спорт и нижнеклапанной 500 туризмо.
                                                                                                                                                                 Во вновь организованных соревнованиях фирма «Бенелли» выставляла несколько сохранившихся во время войны и немного модернизированных мотоциклов с двухвальным 250 cc двигателем, на которых выступал Амилькар Росетти и его ученик Луиджи Чиай. После того как Международная мотоциклетная федерация запретила участие в гонках мотоциклов с компрессорами, компрессорный вариант не мог использоваться.
 


В 1948 году началось сотрудничество братьев Бенелли с известнейшим мотогонщиком Дарио Амброзини, который вернул былую славу спортивному отделению компании. В то же время самое серьезное внимание уделялось производству серийной мототехники. В 1949 году рынок активно потреблял легкие мотоциклы и Бенелли предложила покупателям модель Литиция с классическим 98 сс двухтактным мотором мощностью 4,5 л.с. Успех новинки позволил через два года вывести на рынок 125 сс версию Леончино. Машина производилась как в 5-сильной дорожной, так и 6,5 сильной спортивной версиях. Мотоциклы Леончино побеждали во многих соревнованиях, в том числе в первом послевоенном Джиро д’Италия, возрождая традиции марки Бенелли.
 

В 1950 году Амброзини отправился на остров Мэн для участия в очередной гонке Турист Трофи. На этот раз от выступал на модернизированной 250 сс версии, развивавшей мощность 27 л.с. при 10000 об./мин и достигавшей 170 км/ч скорости. На мотоцикле были установлены два дополнительных бензобака, чтобы можно было без
дозаправки пройти всю дистанцию длиной 425 км. Он сумел победить в упорнейшей борьбе, показав среднюю скорость 130 км/ч. в том же году Амброзини выиграл еще две гонки из четырех, входивших в мировое первенство, и стал чемпионом мира 1950 года в шосейно-кольцевых гонках. К сожалению, в следующем году Дарио Амброзини погиб во время тренировочных заездов перед «Гран При Франции». В знак траура фирма Бенелли отказалась на несколько лет от участия в шосейно-кольцевых гонках, полностью сосредоточив свои усилия на серийной продукции.

В 1952 году на смену 250 сс и 500 сс машинам довоенной конструкции пришла новая модель Лионесса с вертикальным двухцилиндровым 250 сс верхнеклапанным двигателем мощность 16 л.с. Но, хотя эта модель оставалась в производственной программе до 1960 года, за 8 лет было продано всего 259 машин. Рынок охотно поглощал лишь легкие мотоциклы, и в 1953 году компания, откликаясь на его зов, выпустила интересную конверсию модели Лиончино – с четырехклапанным 125 сс двигателем (мощность 5,5 л.с. для стандартного и 7,5 л.с. в версии Спорт).

В начале 50-х годов марка Бенелли стала известна во всем мире. Произошло это не в последнюю очередь благодаря двум итальянским студентам, совершившим в 1955 году большой трансконтинентальный пробег на мотоциклах Бенелли Леончино 125 через Европу и Африку от Нордкапа до Кейптауна и от Гибралтара до Москвы. Успех этого путешествия подтвердил высокое качество итальянской компании.

В середине 50-х годов в Италии был принят новый дорожный кодекс, согласно которому эксплуатация двухколесных транспортных средств с двигателем рабочим объемом до 50 сс и максимальной скоростью не выше 40 км/ч разрешалась без водительского удостоверения. Итальянские мотоциклетные компании мгновенно откликнулись на последовавший рост продаж полтинников выпуском новых моделей. Не оставалась в стороне и фирма Бенелли. В 1957 году она представила покупателям сразу три машины – мопед Нормале, скутеретту Скутер и мотоцикл Спорт – с двухтактным 49 сс двигателем, сблокированным с трехступенчатой коробкой передач.

Первое после долгого перерыва выступление в гонках мотоциклов Бенелли состоялось в 1959 году, но оказалось оно на редкость неудачным. Насупила эра многоцилиндровых двигателей, двухцилиндровые мотоциклы были уже не редкость в классе 250 сс, а фирма Хонда представила четырехцилиндровый мотоцикл, с которым одноцилиндровый Бенелли даже при мощности 33 л.с. и максимальной скорости 200 кмч уже не мог достойно соперничать. Результатом пересмотра концепции гоночной техники стал созданный в 1960 году мотоцикл Бенелли с рядным четырехцилиндровым двигателем. Рабочий объем нового мотора составлял 246,9 сс, а мощность 40 л.с. при 13000 об./мин. В 1963 году машина получила дисковые тормоза, еще через год – облегченную раму новой конструкции. Тарквинио Провини стартовал на новой версии в 1965 году в Монце, и добился победы, показав среднюю скорость 152 км/ч. После доработки двигатель развивал мощность 50 л.с., а максимальная скорость возросла до 230 км/ч.

В 1962 году компания Бенелли объединилась с фирмой Мотоби, которую в 1950 году создал Джованни Бенелли, не найдя с братьями общего языка в вопросах торговой политики. Теперь уже промышленная группа Бенелли-Мотоби предложила гоночный мотоцикл с двухтактным двигателем рабочим объемом 49 сс для спортсменов-индивидуалов. А вскоре под маркой Бенелли начали продавать дорожно-спортивные мотоциклы Мотоби с характерной хребтовой рамой и одноцилиндровыми четырехтактными двигателями (123,5 и 245 сс) с горизонтальным расположением цилиндра. Огромный спрос на 50-кубовые машины заставил инженеров предприятия создавать все новые и новые модели мопедов и легких мотоциклов. Сенсацией 1962 года стал крохотный мотоцикл Минибайк на 8-дюймовых колесах. С этой машиной Бенелли пробилась на богатый рынок США, ведь игрушка легко помещалась в багажник американского автомобиля. В развитие этой темы компания в 1967 году выпустила еще меньший Ситибайк на 5-дюймовых колесах – такой помещался и в багажнике ФИАТа. Всего же в конце 60-х годов гамма полтинников от Бенелли состояла из 12 моделей – от минибайков до мотоциклов двойного назначения.

В конце 1967 года компания представила элегантный двухцилиндровый мотоцикл Торнадо с 650 сс 50-сильным четырехтактным двигателем, имевшим слегка наклоненные вперед цилиндры. В серию машина пошла с 1969 года. Это было время жесткого кризиса итальянской мотоцйиклетной промышленности: японские фирмы активно завоевывали рынок.
 
Бенелли Торнадо 1968 г. комплектовался двухцил-
индровым двигателем объемом 650 см3


Фирма Бенелли была вынуждена сократить свое участие в мотогонках, а в 1972 году объединение Бенелли-Мотоби влилось в промышленную группу Алессандро Де Томазо. Подобная участь постигла и не менее легендарную фирму Мото Гуцци, так что машины предприятий, конкурировавших чуть ли не с момента своего основания, теперь зачастую отличались друг от друга лишь эмблемами на бензобаке.

В сезоне 1972 года Ярно Сааринен выступал на Бенелли и в гоночных классах 350 и 500 сс. На следующий год Вальтер Вилла выиграл га Бенелли 500 международные соревнования в Модене, но на следующем за этим Гран При Монцы случилась тяжелейшая авария, в которой погибли четверо мотогонщиков, в том числе и Сааринен. Это заставило новых хозяев Бенелли прекратить участие марки Бенелли в мотогонках.

В 1972 году пробил звездный час марки Бенелли: на волне интереса к тяжелым мотоциклам специалисты компании впервые в мире создали мотоцикл «750 Sei» с рядным шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 748 сс и мощностью 76 л.с., разгонявшийся до скорости 200 км/ч, переднее колесо получило двухдисковый тормоз с гидравлическим приводом. Двигатель имел 6 выхлопных труб, которые расходились по три с каждой стороны и вместе с глушителями в виде гоночных мегафонов придавали мотоциклу стремительный и запоминающийся облик.

Шестицилиндровая машина стала родоначальницей целого семейства многоцилиндровых мотоциклов Бенелли. В 1974 году дебютировал четырехцилиндровый «500 Куаттро» с 55-сильным двигателем рабочим объемом 498 сс, за тем поставили 650 и 350-кубовые модели (последняя выпускалась и под маркой Мото Гуцци). Настоящий фурор произвела на осенних выставках 1976 года модель «250 Куаттро». Во-первых, никогда еще серийный 250 сс мотоцикл не оснащали четырехцилиндровым мотором. Во-вторых, всех потряс неординарный дизайн машины со стеклопластиковым бензобаком, плавно перетекающим в боковые облицовки и литыми трехспицывыми колесами. В 1978 году пришло время и для модернизации шестицилиндровой модели: рабочий объем двигатель увеличили до 906 сс, мощность – до 80 л.с. Футуристический дизайн машины был выполнен в том же стиле, что и у 250 сс версии.
В ответ на «японскую атаку» «Бенелли» выпустила мотоцикл с шестицилиндровым двигателем «Мото Гуцци» объемом '48 см3. Машина развивала скорость 182 км/ч.

Тем временем компания не забывала и мотоциклах малой кубатуры, которые продавались в куда больших количествах и приносили куда больший доход. На смену Ситибайку и Минибайку пришли новые 50 сс минимотоциклы: в 76 году – Кэдди на колесах экзотического 7 дюймового размера, а через год – ставший очень популярным Магнум на 10-дюймовых колесах. В 1975 году дебютировал легкий мотоцикл «125 Моно» с одноцилиндровым двухтактным двигателем, мощностью 15 л.с., а через год появилась его удачная внедорожная версия «125 Эндуро».

Одной из первых компания уловила возрождение мотороллера, которое в 80-е годы получила название «роллерренессанаса». В 1980 году она представила скутер «50 CS» с 50 сс двухтактным двигателем мощностью 1,3 л.с. Через год появилась 80 сс версия, а в 1982 году мотороллер «С125» со 125 сс двухтактным двигателем мощностью 10 л.с. В 1985 году скутерную гамму дополнила 50 сс модель в футуристическом стиле «Лазер» с автоматической двухступенчатой коробкой передач.

Но все эти новинки не могли остановить прогрессирующий спад производства. В 1987 году пришлось прекратить изготовление многоцилиндровых четырехтактных мотоциклов, а в 1989 году Алессандро Дэ Томазо, былая империя которого испытывала финансовые трудности, продал Бенелли. В 1992 году компания еще раз сменила хозяина, что нисколько не поправило ее экономическое положение. Казалось, что знаменитая марка вот-вот станет достоянием истории.

Спасение пришло в конце 1995 года: контрольный пакет акций Бенелли приобрел Андреа Мерлони, владелец процветающего концерна по выпуску бытовой техники и один из самых богатых людей Италии. В 1997 году компания выводит на рынок 50 сс скутер «491», покоривший сердца покупателей взрывным сочетанием агрессивного ультрамодного дизайна и отличной управляемости: ее обеспечивали пространственная рама и 12-дюймовые колеса. «491» сменил на конвейере все устаревшие модели, а уже в 1998 году его дополнила новая модельная гамма – продолжающий традиции 491- го спорт роллер «К2», ретро скутер на 16-дюймовых колесах «Пепе» и скутер крейсерского класса, на который ставят уже четырехтактные двигатели рабочим объемом 124 и 249 сс.
 
На приборной панели установлены тахометр и жидкокристаллический дисплей, который не только сообщает скорость, но и предупреждает водителя о технических неполадках
 
Топливный бак и обтекатель ручной работы выполнены из углеродистого волокна. Позади можно заметить вентиляторы форсированного обдува.
 
 

Осенью 1999 года компания демонстрирует еще один оригинальный скутер «Адива» со складной крышей, дворником на ветровом стекле и большим багажником сзади. В качестве силовых агрегатов использованы четырехтактные двигатели Пьяджо рабочим объемом 125 и 150 сс. Но главная новинка того года – спорт байк «Торнадо 900 Тре» с трехцилиндровым 900 сс двигателем мощностью 140 л.с., системой впрыска топлива, шестиступенчатой коробкой передач кассетного типа и рамой, собранной из стальных труб и легкосплавных отливок. Премьера мотоцикла состоялась в интернете, а первая «ездовая» презентация – на знаменитой трассe «Турист Трофи», где мотоциклы Бенелли в былые годы одержали немало славных побед.
 
Бенелли Торнадо оснащен трехцилиндровым двигателем объемом 900 см3 с воздушным охлаждением и двумя вентиляторами, расположенными в задней части машины.

На сегодняшний день мотоцикл Benelli Tornado 900 Tre выпускается еще и в версии RS – и является одним из самых стильных и красивых из современных спортивных мотоциклов.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • DKW
  • Kawasaki
  • Velocette
  • Aprilia
  • Gilera




  • Motobanner.RU - Reklama on MOTO sites
    Главная
    Обратная связь
    Статистика



     

     


     

    Карта
    rss
    Карта