DKW
1919— конец 1960-х гг.
Основатель ком-пании Йорген Скафт Расмуссен родился в Накс-кове, Дания, в 1898 г. В 1 904 г. он переехал в Дюссельдорф, Германия, а затем, в 1907 г., в Цшопау, Саксония. Расмуссен начал экспериментировать с паровой автомашиной в 1916 г., зарегистрировав как свою торговую марку аббревиатуру ДКВ (DKW). В 1919 г. компания, теперь переименованная в «Цшопауэр Моторенверке», переключилась на изготовление малых двухтактных двигателей, продаваемых под маркой ДКВ. Первым годом продаж для Расмуссена стал 1920; в 1921 г. он расширил модельный рял, включив в него двухтактный двигатель объемом 122 см3 конструкции Гуго Руппа, который можно было установить на любой велосипед. Привод на заднее колесо осуществлялся посредством кожаного ремня. Через год на рынке появился мотороллер Голем, а еще годом позже, скутер Ламос с двигателем объемом 142 см3.
Гоночная машина ДКВ с одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 175 см3 с ременным приводом весила всего 70 кг и развивала скорость 95 км/ч 1925г.
В 1924 г. покупателям была представлена модель SM с одноцилиндровым двигателем объемом 173 см3, установленным на штампованной стальной раме. В 1930 г. компания ДКВ превратилась в крупнейшего в мире производителя мотоциклов. Однако бурный рост привел к банковской задолженности и денежным потерям, повлекшим за собой реструктурирование компании.
29 июня 1932 г. «Аудиверке», «Хорьх-верке» и «Цшопауэр Моторенверке-ДКВ» объединились, образовав «Ауто Унион». С «Вандерером» было подписано соглашение о закупке и лизинге, предусматривавшее и приобретение его отдела автомобильного производства. Правление новой компании находилось в Хемнице; ее эмблемой стали четыре переплетенных кольца,символизирующие нераздельное единство компаний-основателей. Каждый партнер получил в долю свой сегмент рынка, ДКВ досталось производство мотоциклов и микроавтомобилей.
Модель Z500 1926 г. стала первым мотоциклом ДКВ. на котором стоял двухцилиндровый двигатель.
Первый раз ДКВ приняла участие в мотогонках в 1929 г. со своими мотоциклами с двигателями объемом 175 и 250 см3. Успех пришел в 1931 г., но только благодаря одноцилиндровому мотору «Германн-Вебер». Первой была машина с двигателем объемом 250 см3, ставшим основой для будущих моторов; нередко малолитражные мотоциклы могли двигаться быстрее, чем современные им модели с мотором объемом 350 см3.
Спортивная модель ДКВ 1936 г. с двигателем объемом 250 см3
На Берлинском показе 1935 г. ДКВ представила модель SS250, основанную на собственном гоночном мотоцикле с двухтактным двигателем с водяным охлаждением, а также целый ряд дорожных машин с двухтактными двигателями объемом до 350 см3. В 1938 г. Эвальд Клюге стал первым немцем,выигравшим ТТ острова Мэн. Много медалей были завоеваны и на ISDT. Такие гонщики, как Херманн, Шертцер, Демелбауэр, Фалер, Леппи.н и Бекхаузен ездили на машинах ДКВ с двигателями объемом от 100 до 500 см3.
К 1939 г. у ДКВ был самый большой в мире отдел гоночных машин; компания выпускала такие поразительные мотоциклы, как 250 US с двухцилиндровым двигателем с двойными поршнями, а также подобный ему объемом 350 см3. На гонках ДКВ выступала в классах 250 и 350 см3. В легком классе как Великобритания, так и Италия имели конкурентоспособные мотоциклы, но в конце концов победил Меллорс на Бе-нелли. Клюге на ДКВ пришел вторым после того, как Гуцци сошел с трассы.
Модель RT175VS 1957 г., двигатель двухтактный одноцилиндровый, вес 130 кг, скорость составляла 100 км/ч
Между 1939 и 1945 гг. компания производила военные машины, в том числе NZ250 и N2350, а также в небольшом количестве NZ500's. Наибольшее влияние на послевоенный период оказала модель RT125. На ней устанавливался двигатель объемом 122,2 см3 и трехступенчатая коробка передач; именно она стала наиболее часто копируемым мотоциклом всех времен. Би-Эс-Эй Бэнтэм, Хаммер, Харлей-Дэвидсон, Моска-125 и даже Ямаха-YA1 создавались под влиянием RT125. ДКВ, как и многие другие заводы, был сильно разрушен во время Второй мировой войны и оказался в советской зоне разделенной Германии. Старый завод продолжал выпускать мотоциклы для стран Варшавского блока под маркой «Ифа», а впоследствии МЗ (Motorrad Zschopau).
Ведущие инженеры «Ауто Унион» переехали в Баварию, где в Ингольштадте в 1949 г. была основана новая группа, «Ауто Унион», которая использовала старую марку. Первым мотоциклом, созданным этой новой фирмой, запущенным в производство в 1949 г., был RT125.
После войны немецкие машины к гонкам не допускались. Довоенные мотоциклы по-прежнему ездили быстрее прочих. Возрождение промышленности стало очевидно к 1950 г., когда было выпущено 24 000 мотоциклов. В последующие годы RT125 претерпел серьезную модернизацию, и в 1950 г. ДКВ объявила, что собирается снова участвовать в чемпионате мира в классе 125 см3, поскольку ФИМ (FIM) уже дал на то свое согласие.
Мопед ДКВ Войолетто 1964 г. с двигателем объемом 48 см3 и мощностью 3 л. с; максимальная скорость составляло 65 км/ч.
В 1951 г. на рынке появились модель Теле-форк -RТ125 и первый из двух совершенно новых мотоциклов, RT200. Он был похож на R125, комплектовался четырехступенчатой коробкой передач и телескопической передней вилкой. Гоночная машина с двухцилиндровым двигателем объемом 250 см3 оказалась неудачной, даже при том, что в команду ДКВ перешел Эрик Вольф. Но и он не смог придать модели достаточно сил, чтобы одолеть конкурентов — мотоциклы Гуцци, Бенелли и Парилла.
В 1952 г. мотоцикл модернизировали. Модель теперь имела трехцилиндровый двигатель ДКВ с двумя цилиндрами, установленными почти вертикально, и третьим горизонтально; коробка передач была четырехступенчатой. Гонка в классе 350 см3 была напряженной, но безрезультатной, зато в классе 250 см3 на предпоследнем круге победу одержал только что вошедший в команду гонщик Руди Флегенхайер, что стало первой послевоенной победой ДКВ. На ISDT тоже было завоевано несколько медалей.
Несколько следующих лет были для ДКВ неудачны; компания потеряла многих специалистов. На послевоенной международной выставке мотоциклов во Франкфурте в 1954 г. модельный ряд ДКВ был представлен двумя новыми машинами: RT175 и RT350.
Гоночным отделом стал руководить новый технический директор Роберт Эб-ран фон Эберорст. На Гельмута Георга возложили ответственность за ежедневный контроль над этим отделом, с тем чтобы в конечном счете модель с двигателем объемом 350 см3 оказалась конкурентоспособной.
ДКВ-155 1965 г. с двигателем объемом 48 см3; максимальная скорость составляла 70 км/ч
Последовало немало модернизаций, и в первом же майском заезде на трассе Нюрнбергринг ДКВ заняла все три первых места в классе 350 см3. В том же году появился Хобби, мотороллер с одноцилиндровым двухтактным двигателем и автоматической коробкой передач.
Зимой 1954—1955 гг. была проделана большая работа над гоночным мотоциклом с двигателем объемом 50 см3, и улучшенная машина сошла с конвейера к новому сезону 1955 г. В этом же году Гобл стал чемпионом Германии в классе 350 см3 и занял 3-е место на чемпионате мира. Он сумел также стать вторым на чемпионате мира в 1956 г.Новый мопед Хуммель был запущен в производство в середине 1956 г., но продавался он плохо, хотя немецкая промышленность в целом и была в то время на подъеме.
В 1958 г. последовали сильные потрясения — три главных немецких мотоциклетных фирмы приняли решение о слиянии. Новая группа, известная как «Цвайрад Унион», включила в себя «Викторию», «Экспресс» и ДКВ. В 1966 г. «Цвайрад Унион» объединилась с «Захс», став крупнейшим немецким производителем 1970-х гг. Марка ДКВ таким образом стала достоянием истории.