BMW
1917 - до настоящего времени
БМВ— компания, занимавшаяся в первую очередь производством авиадвигателей, не успела отметить свою вторую годовщину, когда в июне 1919г. Версальский мирный договор запретил их выпуск в Германии. Соответственно на смену авиационным двигателям в 1920 г. пришли моторы объемом 500 см3, известные как «боксеры» из-за двух взаимно противолежащих цилиндров. Ими комплектовались мотоциклы, собиравшиеся заводом «Виктория» в Нюрнберге в 1921 г. Приобретя компанию «Байерише Флюгаойг Верке», БМВ сама стала изготовлять мотоциклы в 1922 г. При том, что «Виктория» занималась созданием собственных моделей, а мотоциклы Гелиос имели технические недоработки, генеральный директор БМВ Франц-Иосиф Попп и его коллеги решили, что лучший способ поддержать хорошую репутацию производителя двигателей заключается в том, чтобы сконструировать собственный современный мотоцикл.
Макс Фриц приступил к работе в компании в 1917 г. и спроектировал мотор Тип Ша, самый передовой для того времени. Идея состояла в том, чтобы установить уже существующий двигатель в направлении, перпендикулярном направлению движения машины. Коробка передач приводилась в действие непосредственно фрикционным сцеплением, соосным с ведущим валом, передающим усилие от коробки на заднее колесо. Тогда на рынке уже было представлено несколько моделей горизонтальных противолежащих двигателей, а мотоциклы FN и Пирс имели ведущие валы. Макс Фриц стал первым инженером, объединившим эти черты и скомбинировавшим их в своем новом BMB-R32.
машина «Байерише Моторен Верке» (BMW) разработана Максом Фрицем; мотоцикл R32 был представлен 1923 г. на немецком автосалоне в Берлине
Компания БМВ выставила свой первый мотоцикл 28 сентября 1923 г. на немецком автосалоне в Кайзердамм Фэйр Холл в Берлине. BMW-R32 пошел в серийное производство в конце того же года. Новый мотоцикл выделялся не только гладким кожухом блока двигателя/коробки передач, но также и конструкцией рамы, состоявшей из двух полностью закрытых стальных трубчатых обручей, уложенных параллельно друг другу. Установленный низко под машиной, плоский двигатель «боксер», с противолежащими цилиндрами, удерживал центр тяжести и гарантировал легкость управления мотоциклом. Черная окраска с изящными белыми узорами установила высокие стандарты в деталях дизайна мотоциклов.
Успех на гоночной трассе является лучшей рекламой нового мотоцикла, а уж особенно — новой марки, только выходящей на рынок. Зная о важности этого, Рудольф Шляйхер, молодой инженер БМВ, начал подумывать о карьере гонщика. Он доработал конструкцию R32 и 2 февраля 1924 г. добился рекордного времени в гонке вверх по склону на мотоцикле БМ В, став первым победителем в длинной истории «Байерише Моторен Верке».
Двигатель BMB-R32 был четырехтактным, плоским, двухцилиндровым, 494 см3, 8,5 л. с; максимальная скорость мотоцикла составляла 97 км/ч
|
|
Компания молниеносно внедряла новые технологии. Рядом с туристскими моделями, двигатели которых все еще имели нижние клапаны, стояли дорогие спортивные машины с двигателями OHV. Несмотря на финансовые трудности, команда БМВ успешно выступила в 1931 г. в классе 200 см3 на модели R2. Этот одноцилиндровик опять-таки обладал валовым приводом и другими элементами, заимствованными у более крупных моделей БМВ. Прочные штампованные стальные рамы заменили старые трубчатые. Появилась машина с одноцилиндровым двигателем объемом 400 см3, заполнившая собой нишу между моделями с мотором «боксер», рабочий объем которого вырос до 750 см3, и маленькими одноцилиндровыми мотоциклами. БМВ в 1935 г. установила на R12 и R17 первую телескопическую переднюю вилку с гидравлическим амортизатором, что стало еще одной вехой в конструировании мотоциклов.
BMB-R42 1926
BMW 1927 R47
BMW 1928 R62
Скромный R2 появился во время экономического кризиса 1931 г. Но нем устанавливался одноцилиндровый двигатель объемом 198 см3; максимальная скорость мотоцикла составляла 95 км/ч.
Год спустя на рынке появилась совершенно новая модель — R5, на которой стальные конические тянутые трубы эллиптического поперечного сечения соединялись посредством газовой сварки. Телескопическая вилка получила регулируемые амортизаторы, а у нового двигателя объемом 500 см3 были уже два вала и единый кожух трансмиссии и собственно двигателя. R51, машина с прямой подвеской заднего колеса, начала продаваться в 1938 г.
BMW 1936 R5
Эрнст Хенне был тем самым человеком, который мог бросить вызов мировому рекорду скорости для мотоциклов. В 1929 г. он поставил новый рекорд скорости 215 км/ч, после чего последовательно побил не менее 76 мировых рекордов, пока наконец не развил небывалую скорость 277 км/ч. Это произошло 28 ноября 1937 г. Его результат оставался непревзойденным в течение последующих 14 лет. В 1935 г. гоночные машины БМВ снова получили компрессор, но также и скоростные двигатели с двумя верхними валами над каждым цилиндром (приводимыми в движение боковыми валами); такая конструкция была разработана все тем же Рудольфом Шляйхером. За первой победой в Гран-при в 1936 г. последовала победа на европейском чемпионате 1938 г. Шорш Майер, новый член команды БМВ, сделал компрессор мотоциклов практически непобедимым и даже выиграл Старшие ТТ в 1939 г. Он же завоевал самую крупную в истории компании победу в гонках, выиграв ТТ острова Мэн.
BMW 1936 R4
Модель R11 производилась в 1929-1935 гг.; на первых машинах стояли оппозитные двигатели мощностью 18 л. с. и объемом 745 см3, позже мощность выросла до 20 л. с. (1934 г.). Мотоцикл был идеален для коляски.
Военные в 1930-х гг. были важными заказчиками БМВ. Одноцилиндровые машины R4 и R35 использовались для обучения и связи, a R11 и R12 с колясками служили для быстрой транспортировки солдат. Готовясь к войне, немецко-фашистский вермахт заменял конницу мотоциклами с колясками. Верховное командование немецкой армии сформулировало свои требования к конструкции. BMW-R75, совершенно новая машина, обладала двигателем OHV объемом 750 см3. Самоблокирующийся дифференциал устанавливался на приводе коляски, а его горизонтальный вал давал возможность перевозить более 400 кг груза. Между 1941 и 1944 гг. БМВ выпустила более 18 000 мотоциклов с колясками модели BepMaxr-R75.
Мотоцикл R75 появился по заказу вермахта в 1940 г. В стандартной версии на машине стоял коробчатый двигатель объемом 750 см3, были четыре передних и даже одна задняя передача.
Еще в 1928 г. БМВ купила автозавод в Айзенах. С 1947 г. Айзенах считался частью советской зоны в Германии. Там производство продолжалось, в то время как в Мюнхене все цеха были демонтированы, а чертежи конфискованы. Детали, требовавшиеся Альфреду Бенингу для создания новой модели, поступили от дилеров БМВ, и в 1948 г. в производство пошел R24 с одноцилиндровым двигателем объемом 250 см3. В 1950 г. БМВ вернулась к «боксеру» с двумя цилиндрами, но мотоциклы с одноцилиндровыми двигателями все еще пользовались популярностью. Появились новые крупные успехи в гонках. В соревнованиях мотоциклов с колясками, гоночные RS с моторами «боксер» завоевали ряд побед, в том числе 19 первенств мира между 1945 и 1974 гг. Клаус Эндерс получал титул чемпиона 6 раз. Причиной такого успеха была, конечно, уникальная технология
Запуском в производство модели R51/3 в 1951 г. БМВ положила начало новому поколению двигателей-«боксеров», делая еше больший упор на их надежность. В 1952 г. вышла модель R68, первая машина БМВ, развившая скорость 160 км/ч. В 1955 г. технология свободно качающегося рычага на переднем и заднем колесах установила новые стандарты для производителей мотоциклов. К началу 1960-х гг. мотоциклетный бум в Германии закончился.
Мотор BMW-R51/3 1951 г. положил начало новому поколению оппозитных двигателей
К удивлению конкурентов и потребите-лей, БМВ осенью 1969 г. запустила в производство совершенно новый модельный ряд — мотоциклы с новыми двигателями объемом 500 и 600 см3, оснащенные карбюраторами и электростартерами. Появилась модель R75/5. Начиная с сентября 1969 г. новые мотоциклы БМВ поступали уже не из Мюнхена, а из Берлина-Шпан-дау, где они выпускались бывшим авиазаводом БМВ.
Модель R75/5 появилась в конце 1960-х гг., она комплектовалась оппозитным двигателем объемом 750 см3
Модель R75/5 1973г
Модель R90S 1975г
Модель R100RS 1978г
В 1973 г. компания БМВ отпраздновала полувековой юбилей своих мотоциклов, выпустив с конвейера 500 000-й экз. В том же году мотоцикл R90S был модернизирован — двигатель стал больше и мощнее; впервые на серийной машине появился обтекатель. Per Придмор на этом мотоцикле выиграл американский чемпионат для супермотоциклов в 1976 г. Спортивно-туристский R100RS, запущенный в серию в 1976 г., получил двигатель большого объема, а также первый, испытанный в аэродинамической трубе, обтекатель. В 1978 г. появились R45 и R60.
Модель R45 1978г
Модель R60/6 1975г
Мотоцикл БМВ-К100 с электронным топливным инжектором комплектовался двигателем мощностью 90 л. с. Инженеру Иосифу Фрицтенвенгеру удалось создать совершенно новую техническую концепцию. Плоский четырехцилиндровый двигатель объемом 987 см3 имел продольное расположение цилиндров. К модели вскоре добавились версии спортивно-туристская и туристская. Трехцилиндровая модель с мотором объемом 740 см3 закрыла серию машин с однорядными двигателями. Лучшая машина в серии, с аэродинамическим корпусом, обоими ведущими колесами и обтекателем — К1 — стала первым мотоциклом в мире, обладающим трехуровневым регулируемым катализатором. Ее четырехцилиндровый шестнадцатиклапанный двигатель с электронным регулятором являлся идеальным для новой технологии.
Модель К100 1983г
Модель К100RS 1983г
Основной принцип «боксера» БМВ оставался неизменным, но прочие двигатели БМВ-R1100RS, запушенном в серию в 1993 г., подверглись модернизации. Блок двигателя был сделан несущим элементом, заднее колесо устанавливалось на единственном двусуставном рычаге «Паралевере», заимствованном у К1.
Надежный К1 с четырехклапонным двигателем ОНС стал самым быстрым серийным мотоциклом БМВ
БМВ-R1100S комплектуется двигателем объемом 1085 см3; мотоцикл развивает скорость 225 км/ч
Компанией БМВ было учреждено совместное предприятие с итальянской мотоциклетной фирмой «Априлия» и австрийским поставщиком двигателей «Бомабардиер-Ротакс»; в результате появилась модель БМВ-F650 Фундуро, запущенная в серию в 1993 г.
Ha F650 стоит австрийский двигатель «Ротакс», собранный на заводе «Априлия» в Италии, но с маркой БМВ. Это одноцилиндровый, четырехклапаниый, четырехтактный силовой агрегат DOHC.
Старое двухклапанное поколение «боксеров» было позабыто в середине 1990-х гг., причем последний R80GS Базик сошел с конвейера 19 декабря 1996 г. Следующим летом 100 000 экз. новых «боксеров» отправились в дорогу как итальянский мотоцикл R850R, созданный специально для женщин. Для Соединенных Штатов Америки БМВ разработала совершенно новый мотоцикл R1200C. В сентябре 1998 г. компания на мотоциклетном шоу в Мюнхене представила K1200LT. Новая роскошная туристская модель была задумана и построена как наиболее безопасная и комфортабельная — вплоть до наличия задней передачи, обеспечивающей великолепную маневренность. Музыкальный центр, круиз-контроль и электрический подогрев сиденья — вот только некоторые из множества доступных для покупателя возможностей.
БМВ-R80GS
Мотоцикл R850R, впервые появившийся в 1996 г., стол «младшим братом» внедорожника R1100R. Двухцилиндровый двигатель теперь имел восемь клапанов.
БМВ-С1 — не просто «мотоцикл с крышей», а совершенная машина, построенная по самой современной технологии, позволяла водителю ездить без шлема и защитной одежды. БМВ-С1 появился на рынке в 2000 г.
БМВ-С1 появился в 2000 г. На фото представлен С1 200 2004 г. с одноцилиндровым двигателем объемом 175 см3; максимальная скорость составляет 110 км/ч
Приборная панель БМВ-С1, вероятно, самого безопасного мотоцикла в мире
Мотоцикл R1150R появился в 2001 г. Туристские R1150RS и R 1150RT с двигателем объемом 1130 см3 имели шести ступенчатую коробку передач. Идея создания серии гонок на идентичных машинах БМВ-R1100S родилась во Франции. БМВ Моторрад Боксер Кап получил мировое признание в 2001 г., когда 30 гонщиков из всех стран Европы соревновались в семи заездах на серийных БМВ-R1100S. В 2003 г. БМВ Моторрад Боксер Кап дебютировали в Соединенных Штатах Америки, где первая из девяти гонок состоялась в Дейтоне.
В 2002 г. в серию пошел новый дорожный мотоцикл F650S, имевший одноцилиндровый двигатель, как и его парная модель, выпускаемая под названием Скарвер. Серия массовых мотоциклов БМВ также росла; у R1200CL, получившей высшие оценки великолепной дорожной машины, было четыре фары. Комфорт был отличительной чертой и нового K1200GT, более совершенной версии спортивно-туристской машины. В K1200RS внимание к удобству водителя возросло еще более. Опытный проект R1150R Рокстер стал настолько популярен на Мюнхенском Интермот-шоу в сентябре 2002 г., что БМВ запустила эту модель в серийное производство.
Модель R1200С Монтаук комплектуется оппозитным двухцилиндровым двигателем объемом 1200 см3 с системой двойного зажигания; максимальная скорость мотоцикла составляет 170 км/ч
K1200RS, спортивно-туристская машина, комфортабельная и скоростная. Двигатель объемом 1200 см3 может работать целый день без остановок.