Как и многие другие про изводители мотоцик-лов, «Ариэль» начал свою деятельность с выпуска велосипедов и деталей для них. Название компании связано с изобретением напряженного колеса со спицами, запатентованного англичанами Джеймсом Старли и Уильямом Хилл-маном в 1870 г. Они изготовили первую в Бри-тании недорогую цельнометаллическую и назвали ее Ариэль («Дух Воздуха»), по-скольку она была на-много легче, чем боль-шинство других совре-менных ей велосипедов. В 1896 г. фирма «Старли» слилась с компанией«Уэствуд Мануфакчеринг» из Бирмингема и стала называться «Старли энд Уэствуд Ком-пани». Новое предприятие производило также велосипедные рамы и покрышки.
Его первой машиной стал угловатый квад-роцикл Де Дион, по сути представлявший собой велосипед с четырьмя колесами и двигателем «Де Дион», устанавливаемым сзади. В 1899 г. за ним последовал трицикл также с мотором «Де Дион», но перемещенным вперед, что положительно сказалось на распределении нагрузки и легкости в управлении.
Трицикл Ариэль комплектовался одноцилиндровым четырехтактным двигателем с воздушным охлаждением объемом 239 см3; максимальная скорость составляла 55 км/ч
Машина Ариэль появилась в 1902 г. На ней стоял двигатель «Керри», оснащенный системой зажигания с магнето и поплавковым карбюратором. Этот мотоцикл избрали для участия в гонках на кубок мира 1905 г. При мощности двигателя 6 л. с. он показал лучший результат, развив среднюю скорость 95 км/ч.
Модель Ариэль 1913 г. с четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 499 см3
На двигателе были поплавковый карбюратор и магнето с цепным приводом, что позволяло выигрывать в конкурентной борьбе.
В 1905 г. Чарльз Сэн гетер купил компанию «Ариэль» и разработал легкий мотоцикл Арейлетт с двухтактным двигателем. В машине присутствовали несколько весьма прогрессивных для того времени черт, например трехступенчатая коробка передач со сцеплением и кик-стартером, но, к сожалению,разразившаяся Первая мировая война положила конец продажам этой модели. После войны компания выпустила на рынок машину с одноцилиндровым двигателем «Уайт энд Поппе» мощностью 4 л. с. Она производилась на протяжении многих лет наряду с большим мотоциклом с двигателями «Эбингдон Кинг Дик» или швейцарским МАГ (MAG).
Модель 4G начала 1939 г. В тот год но заднем колесе впервые появилась подвеска.
Чарльз Сэнгстер с каждым годом терял интерес к двухколесному транспорту. Компанию «Ариэль» отныне возглавлял его сын Джек Сэнгстер, предложивший нанять на работу Валентайна Пэйджа, разработавшего несколько отличных двигателей. На шоу в Олимпии 1926 г. «Ариэль» представила две новые машины с двигателями OHV объемом 500 и 557 см3 с нижними клапанами.
Эдвард Тернер начал работу в компании «Ариэль» как техник, и пока Пэйдж создавал свои мотоциклы, Тернер работал над собственным детищем. Джек Сэнгстер стал одним из немногих людей, поддержавших идею Тернера о Сквер Фор; в результате запуск модели в производство в 1931 г. стал подлинной сенсацией. Машина приводилась в движение двигателем с четырьмя вертикальными цилиндрами, смонтированными в квадратном расположении, и имела воздушное охлаждение. Модель выпускалась до 1958 г. Наряду со Сквиррелом («белкой») — таково было ее ласковое прозвище — производился Ред Хантер, явивший собой дальнейшее развитие двигателя Пэйджа ОН V объемом 500 см3, впервые появившегося на рынке в 1932 г.
Экономический кризис стал сильным ударом для компании, и завод в 1932 г. чуть было не закрылся. Джек Сэнгстер решил взять дело в свои руки и, сохранив на плаву только часть производственных мощностей, распродал все остальное за ту цену, которую ему могли заплатить. Компания с тех пор получила название «Ариэль Моторс». Валентайн Пэйдж оказался среди покинувших ее. Новая компания стала намного компактнее, а ее замыслы — менее амбициозными. Эдвард Тернер приостановил несколько старых проектов и запустил в производство потрясающую серию Ред Хантер. Возродился модифицированный мотоцикл Сквер Фор. Покупатель мог выбирать между двигателями объемом 600 или 1000 см3.Когда разразилась Вторая мировая война, компания сконцентрировала усилия на выпуске военной продукции. Однако было изготовлено несколько экземпляров модели W/NG (350 см3), созданной на базе Ред Хан-тер, модифицированного в соответствии с требованиями британской армии, которой требовался увеличенный дорожный просвет и другие изменения в базовой модели.
Сразу после Второй мировой войны выпускали Ред Хантеры с одноцилиндровыми двигателями, двухцилиндровые моторы OHV и, конечно, Сквер Фор. Пэйдж вернулся в «Ариэль», и в 1950-х гг. в производство был запущен двухцилиндровый двигатель Хантмастер.
В то время как эпоха четырехтактных силовых агрегатов подходила к концу, основные надежды возлагались на двухтактные моторы, над которыми как раз и работал Вален-тайн Пэйдж. У таких мотоциклов была совершенно необычная рама, на которой двигатель устанавливался под компактным стальным коробом, расположенным между рулевой колонкой и узлом задней подвески. Двухцилиндровый двухтактный двигатель имел вертикальное расположение цилиндров и закрывался панелями с обеих сторон; присутствовали щитки для ног. Машина стала известна как Ариэль Лидер с двигателем объемом 250 см3 и была хорошо встречена на рынке. Однако с коммерческой точки зрения она оказалась полным провалом.
Инженеры «Ариэль» пришли к решению снять с машины панели, щитки для ног, а также привнести в конструкци ю некоторые доработки. Название модели изменили на Ариэль Арроу. Одновременно с этим на заводе приступили к производству спортивной версии, мотоциклы красили в золотой с белым цвет.
К началу 1960-х гг. группа «Би-Эс-Эй» (BSA), составной частью которой стала к тому времени «Ариэль», столкнулась с финансовыми затруднениями. Завод в Селли Оук был закрыт, и производство компании было переведено в Смолл Хит наряду со всеми остальными мастерскими «Би-Эс-Эй». Одним из последних мотоциклов, производившихся компанией и разработанных Пэйджем, был Эльф (50 см3) со штампованной стальной балочной рамой. Несмотря на существование собственного двигателя «Ариэль», Эльф комплектовался двигателем Би-Эс-Эй Бигл объемом 50 см3.
Сразу после переезда в Смолл Хит было возобновлено производство Арроу с двигателем объемом 250 см3. Версия модели с двигателем объемом 200 см3, созданная с целью избежать высокого налога, успеха не имела. За границей эти машины не понравились, и количество продаж неуклонно падало. К 1966 г. стало ясно, что компания •-Ариэль» вот-вот умрет. Ее предсмертным вздохом стал трехколесный мотоцикл с голландским двигателем «Анкер» объемом 50 см3. Покупатели встретили машину прохладно, и даже несмотря на то, что готовился к подписанию многообещающий контракт с военным ведомством, «Ариэлю» пришлось закрыться. Так исчезла еще одна компания с великим прошлым.
В 1948 г. в производство запущено модель КН500 Ред Хантер, ее максимальная скорость составляло 137 км/ч |
Сквер Фор 1956 г. с двигателем объемом 1000 см3 развивал скорость 172 км/ч |
Послевоенный Сквер Фор с четырьмя выхлопными трубами. Блок и головка цилиндра отлиты из сплава. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель Лидер производилась в 1958-1965 гг. Мотоцикл комплектовался двухцилиндровым двухтактным двигателем с поперечным расположением цилиндров и четырехступенчатой коробкой передач.
|