BSA
1906-1971
В 1692 г. английский король Уильям III очень беспокоился по поводу того, что его армия плохо вооружена и что ему приходилось закупать оружие в Голландии. По этой причине между Управлением боеприпасов Его Величества и 5 бирмингемскими оружейниками был подписан контракт на поставку огнестрельного оружия. Эти поставки из Бирмингема не ограничились Англией, но и направлялись во многие иностранные государства. Когда разразилась Крымская война, 14 оружейников из Бирмингема образовали Бирмингемскую ассоциацию торговцев стрелковым оружием. В 1861 г. была основана Бирмингемская компания стрелкового оружия, а в 1863 г. открыт завод в Смолл Хит. В 1880 г. компания приступила к производству велосипедов, а в 1881 г. — создала первый собственный проект. Между 1888 и 1893 гг. компания сконцентрировала усилия на разработке новой магазинной винтовки, но в 1893 г. вновь обратилась к велосипедам, выпуская комплектующие.
На гоночную модель 1913 г. с двигателем мощностью 3,5л. с педали и коробку передач не устанавливали
Начиная с 1903 г. компания собирала мотоциклы из деталей, поставляемых «Би-Эс-Эй», с двигателями, в частности изготовленными бельгийской фирмой «Минерва». Первый настоящий мотоцикл Би-Эс-Эй появился в 1909 г.С началом Первой мировой войны возросло военное производство. В наиболее напряженное время компания выпускала до 10 000 винтовок в неделю, помимо которых было изготовлено в сумме около 145 000 пулеметов. Компания также производила для армии штабные автомобили и санитарные машины (под маркой «Даймлер», которую она приобрела в 1910 г.), снаряды, детонаторы и детали самолетов.
С прекращением военных действий компания вернулась к производству мотоциклов. Две одноцилиндровые модели все еще присутствовали на рынке, хотя дизайн их несколько изменился; серия в 1920 г. пополнилась мотоциклом с V-образным двигателем. Он считался идеальным для мотоцикла с коляской.
Небольшая одноцилиндровая модель Раунд Танк с двигателем объемом 249 см3 являлась транспортным средством на каждый день.
В 1921 г. «Би-Эс-Эй» приняла участие в ТТ, приложив большие усилия для производства новой машины. Но неудача была полнейшей: уже на втором круге все 6 мотоциклов сняли с гонки из-за расплавившихся поршней.
До появления модели Слоупер 1927 г. были разработаны две меньшие модели. С приобретением фирмы «Даймлер» в компании стал работать инженер-проектировщик Гарольд Бриггс, первая машина которого была маленькой и юркой, укомплектованной двигателем OHV объемом 350 см3 и способной развить скорость 120 км/ч. Другой мотоцикл был предложен Гарри Пулом; на нем стоял двигатель объемом 250 см3 с нижними клапанами; он использовался сервисными компаниями для ежедневных разъездов. Модель В, как ее назвали, получила прозвище «круглый бак»; продано было около 35 000 экз. Таким образом, Слоупер, появившийся в 1927 г., комплектовался наклоненным вперед двигателем объемом 500 см3 и имел единственный верхний клапан. Вплоть до середины 1930-х гг. он
оставался устойчивым фаворитом в модельном ряду «Би-Эс-Эй».
Слоупер 1930 г. комплектовался наклонно расположенным двигателем; глушители в виде рыбьего хвоста были в то время крайне популярны
Известная серия «Би-Эс-Эй» Стар зародилась в 1930-х гг. Первой машиной стала Блю Стар с одноцилиндровым двигателем объемом 250, 350 или 500 см3. На фото — версия 1934 г. (348 см3).
Производство мотоциклов для каждодневного использования помогло компании пережить экономический кризис 1930-х гг. Одной из таких машин была маленькая модель X с двигателем OHV объемом 150 см3.
После Слоупера появилась серия спортивных машин Блю Стар («Синяя звезда») в версиях с двигателями 250, 350 и 500 см3, которая позднее уступила место Эмпайр Стар («Звезда империи»), более современной машине с ножным переключением передач и хромированным бензобаком. Ее конструкция была предложена уже знакомым нам Валентайном Пэйджем, некогда работавшим над Ариэлем и Триумфом. Серия М стала знаменита ввиду своего использования британской армией во время Второй мировой войны.
Между 1940 и 1945 гг. производственные мощности «Би-Эс-Эй» опять оказались переключены на выпуск военной продукции. Она владела уже 67 заводами. 126 000 военных мотоциклов М20 были переданы союзникам. Завод не раз бомбили немецкие самолеты; значительная часть оборудования была разрушена, но работа не прекращалась.
«Би-Эс-Эй» во время Второй мировой войны была крупнейшим поставщиком мотоциклов для армии. Военная модель М20 с четырехтактным двигателем объемом 469 см3.
«Би-Эс-Эй» модель B31 1949г
Когда наступил мир и возобновилось производство гражданских мотоциклов, модельный ряд «Би-Эс-Эй» состоял главным образом из предвоенных машин, в том числе и верного М20, теперь выступающего в штатском облике.
Первым послевоенным мотоциклом стал В32, разработанный в 1946 г. Созданный на базе В31, он был усовершенствован, имел увеличенный дорожный просвет и высокую выхлопную трубу. После него на Парижском мотоциклетном шоу дебютировала модель А7 с двигателем объемом 500 см3. В 1948 г. был выставлен крайне оригинальный Бэнтэм с д
Модель Бэнтэм-D 1
вухтактным двигателем (125 см3); его проект явился развитием ДКВ-RТ125. Бэнтэм стал наиболее продаваемым британским мотоциклом всех времен.«Би-Эс-Эй» принимала участие в соревнованиях на выносливость и подъемы; В32 получил двигатель объемом 500 см3 и новое обозначение В34. Гонщики Джон Дрейпер, Билл Николсон, Артур Лампкин, Джон Бер-тон и Брайан Мартин прославились сами и принесли немало наград компании. Только на ISDT 1949 г. «Би-Эс-Эй» получила 11 призов, гонщики выступали на Голд Стар с двигателями объемом 500 см3. На соревнованиях ТТ острова Мэн были представлены более 30 мотоциклов Би-Эс-Эй; победил Гарольд Кларк, завоевавший кубок и развивший на Голд Стар рекордную скорость 120 км/ч.Голден Флеш (А10), разработанная Бертом Хопвудом (который ранее работал в «Нортоне»), была заявлена в октябре 1949 г. с двигателем объемом 650 см3. В производстве эта модель оставалась до 1954 г., в то время как на экспорт направлялись модели большей мощности, Супер Флеш и Роуд Рокет. Модели DBD 1957 г. просуществовали до конца производства Голден Флеш в 1967 г.
А10 Голден Флеш, по отзывом, был прочным, надежным и экономичным; имел четыре передачи, заднюю подвеску и двигатель объемом 650 см3. Мотоцикл весил 179 кг.
В 1958 г. разработали новую серию одноцилиндровых мотоциклов, которые оставались в производстве до последних дней «Би-Эс-Эй». С15 с двигателями OHV объемом 250 см3 стали впоследствии иметь объем 350 и 450 см3. Модель была разработана для пригорода, и в конце концов заменена В25 Барракудой.
Сначала Голд Стар 1938 г. комплектовался двигателем объемом 500 см3. После Второй мировой войны это имя унаследовало модель ZB32 (350 см3). На фото — экземпляр 1951 г.
В 1963 г. начался выпуск спортивного A65R, что впоследствии привело к созданию нескольких спортивных машин с двигателями объемом 500 и 650 см3: Циклон и Молния шли на внутренний рынок, Оса и Шершень — на экспорт. Спитфайр Мк II появился на британском рынке в 1965 г.; последовали модернизации Мк III и Мк IV, окончательно же его выпуск завершили в 1969 г.
К середине 1960-х гг. японские мотоциклы начали доминировать на мировом моторынке. Хопвуд разработал Рокет-3, ставший далънейшим развитием двухцилиндрового Тгиумфа и весьма смелой для своего време-ни моделью. Несколько экземпляров отпра-вили в Соединенные Штаты Америки, где этот мотоцикл приняли очень тепло. Машины участвовали в гонке в Дейтоне 1970 г., и, хотя победу одержала Хонда, результаты, показанные ими, оказались неплохими. 3 1971 г. компания вновь участвовала в гонах в Дейтоне и заняла 1, 2 и 3-е места.
Модель А65 комплектовалась двухцилиндровым двигателем объемом 654 см3 и четырехступенчатой коробкой передач
Радость, однако, была недолгой. Одна из крупнейших компаний в Великобритании оказалась в 1972 г. поглощена фирмой Манганез Бронз». План, предложенный промышленным отделом «Би-Эс-Эй», по спасению мотоциклетных заводов «Нортон», «Би-Эс-Эй» и «Триумф» провалился. Рабочие на «Триумфе» остались крайне недовольны и создали забастовочный комитет, захватив здание завода. В результате 7000 человек потеряли работу, а заводы «Нортон» в Уолверхамптоне и «Би-Эс-Эй» в Смолл Хит закрылись. Концерн просуществовал 4 года, прежде чем его спасли наскоро собираемые мотоциклы «Эн-Ви-Ти» (NVT), — эта фирма впоследствии продолжала создание мотоциклов и продавала запчасти. Марка «Би-Эс-Эй» все еще использовалась; такие мотоциклы, как Трэкер и Бушмен производились с импортными двигателями. Выкуп предприятий и слияния компаний привели к образованию группы «Би-Эс-Эй Регал». В 1996 г. пошел в серию мини-мотоцикл с двигателем объемом 50 см3, за которым последовала машина с двигателем объемом 400 см3, выпускавшаяся в ограниченной серии. В 1999 г. появился Голд-SR ручной сборки с двигателем объемом 500 см3. Хотя поклонники мотоциклов Би-Эс-Эй и отказались признать его настоящим Би-Эс-Эй, марка по-прежнему сохраняется.
Рокет-3 был разработан для американского рынка; мощность двигателя с тремя цилиндрами была поразительна
Рокет-3 развивал максимальную скорость 190 км/ч