Bultaco
1958 — до настоящего времени
Эта испанская компания была основана в 1958 г. Франсиско Будто, проектировщиком мотоциклетной фирмы «Монтеза» в Испании. Булто создал собственное предприятие в небольшом доме в деревне Адриан де Бе-зос в предместьях Барселоны, своего родного города.
Его первые дорожные мотоциклы были маломощны. Первая модель с одноцилиндровым двухтактным двигателем имела индекс ТТС. За ней последовала версия с мотором водяного охлаждения объемом 125 или 250 см3. Их выпускали до 1969 г., когда появился мотоцикл с двигателем объемом 350 см3 с воздушным охлаждением. В 1965 г. талантливый гонщик Рамон Торрес разбил ся на мотоцикле Бултако и погиб, что почти заставило Франсиско Булто уйти из мира гонок. К счастью, его отговорили как раз в то время, когда дорожно-гоночные маши ны с моторами объемом 125 и 250 см3 нача ли показывать, на что они способны. Звезд ный час наступил для компании в 1967 г.: все три первых места на финише серийных ТТ заняли 3 машины Мантрилла, представ ленные в классе 250 см3. В 1962 г. была одер жана долгожданная победа Дона Рикмана на испанскохм Гран-При мотокросса в классе 250 см3; гонщик ехал на Бултако Матьеззе.
Гоночная машина 1960-х гг. Бултако-125TSS
Впервые компания «Бултако» участвовала в мотокроссе в 1965 г. на машине Пурсанг Марк I с двигателем объемом 250 см3 и четырехступенчатой коробкой передач (модернизированной до пятиступенчатой в 1966 г.). Модель производилась и в 1970-е гг., причем объем мотора был увеличен до 370 см3.
Модель «Бултако» Шерпа с двигателем объемом 350 см-1970-х гг.
Легендарным в истории компании «Бултако» стало имя ирландца Самми Миллера. В 1964 г. Будто пришел к Миллеру с чистым листом бумаги и попросил нарисовать машину, способную побеждать. Так на свет появился Шерпа, который, как говорят, был окончательно доработан всего за 1 месяц. Победоносный трассовый Шерпа пять раз подряд выигрывал мировые чемпионаты на выносливость в 1975—1979 гг.
Bultaco 50cc
В 1976 г. мотоцикл Бултако снова появился на Гран-при, выиграв в классе 50 см3. Этот подвиг был повторен в 1978 и 1981 гг. К 1978 г. в серии «Бултако» уже была новая машина, Фронтера с двухтактным двигателем объемом 250 и 370 см3. Однако компания столкнулась с серьезными трудностями, вызванными давлением рынка, в результате чего в 1979 г. завод «Бултако» закрылся. Он впоследствии ненадолго возобновил работу в 1980 г., но снова закрылся в 1983 г.
И все-таки в 1998 г. компания «Бултако» еще раз поразила мотомир своим Шерко, опытным мотоциклом с двигателем объемом 250 см3; Грэм Джарвис выиграл шотландскую шестидневную гонку на этой легкой машине. Марка «Бултако» использовалась по лицензии, а ее завод был выкуплен концерном «Дерби», но подлинных мотоциклов этой компании не существует с момента закрытия завода в 1980-х гг.
Запуск в производство Шерко в 1999 г. стал и возвращением «Бултако». На мотоцикле стоял одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 250 см3