Wanderer
1902-1929
Немецкий завод «Вандерер-Верке» был основан в Шонау, Хемнице, в 1902 г., вскоре обретя известность как производитель мотоциклов высокого класса. Компания выпускала модели с одноцилиндровыми двигателями объемом 327 и 387 см3, а также V-образными двухцилиндровыми моторами объемом 408 и 616 см3 с нижними клапанами.
Вандерер 1915 г. мощностью 4 л. с; привод был ременный на заднее колесо, максимальная скорость составляла 85 км/ч
В Первую мировую войну компания поставляла много мотоциклов немецкой армии; тогда же ею была разработана модель с двигателем объемом 184 см3. В производстве находились машины с V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 708 и 749 см3, у некоторых из которых имелось восемь клапанов. «Вандерер» побеждала конкурентов на гонках; в заводской команде в 1920-х гг. состояли такие гонщики, как Шистер, Урбан, Кольрауш и Эберт.
Двигатель объемом 327 см3 модели 1921 г.
Вандерер 1924 г. с цепным приводом
К концу 1920-х гг. в производство пошла новая машина, которую разработал Александр Новикофф. На ней стоял одноцилиндровый моноблочный двигатель объемом 498 см3, привод на заднее колесо осуществлялся через кардан, а штампованная рама была стальной. На конвейере мотоцикл продержался недолго; проект и все оборудование для его выпуска продали в 1929 г. пражской компании «Яначек», ныне известной как «Ява». Эта продажа означала конец производства мотоциклов Вандерер,хотя впоследствии фирма недолго выпускала мопеды совместно с НСУ (NSU).